Выпрямление вмятин методом осаживания и технология PDR
Осаживание металла – один из способов выпрямления вмятин. Применяются при специфической деформации кузова, полученной в результате внешнего воздействия. Удар может быть получен в результате столкновения в ДТП, наезда, падения сверху каких-либо предметов. При этом в месте контакта железо растягивается и появляется не стабильная область. В этой зоне расслабленный металл может гулять от положения впадины до бугра.
Повреждение такого рода на профессиональном жаргоне называется хлопун. Другие сленговые определения: хлопушка, лягушка, пузырь, пузо. От простой вмятины хлопун отличается именно способностью принимать положение и впадины, и выпуклости. Часто этот вид деформации получается как раз в процессе ремонта вмятины. Это происходит, когда в результате рихтовки железо не сразу выправляется, а растягивается больше нужного предела. На таких участках при нажатии образуется впадина, которая с характерным хлопком возвращается обратно, когда давление прекращается. При этом внешне это место может выглядеть как ровное и гулять только при нажатии.
Способы осаживания металла
Осаживание металла – это его сжатие и приведение в первоначальное положение. Выполняется горячим или холодным методом. Один из способов ремонта вмятин – технология PDR. Он подходит при сохранности лакокрасочного слоя.
Холодное осаживание
Выполняется в технике простукивания. Основной принцип – молоток на поддержке. Молоток работает с выпуклой стороны, а поддержка, её ещё называют гладилкой, не даёт хлопуну выгнуться в обратно. При этом гладилкой надо держать саму впадину, а молотком простукивать только по периметру. На обоих инструментах должны быть насечки. Они нужны для зацепления и сдвигания металла в нужном направлении. Воздействие со стороны ЛКП должно быть более мягким. Для того чтобы избежать сколов и царапин применяют силиконовые насадки. Так постепенно проводят обратное сжатие и возвращают нужную толщину в растянутом месте.
Горячее осаживание
Суть метода в том, что нагретый металл расширяется, но холодный вокруг прогретого участка держит форму. Нагретый участок простукивают, как и в холодном методе. В результате железо принимает прежнее положение.
Нагрев производят разными способами
- Аппаратом точечной сварки – споттером. Металл в месте прогрева утолщается, его простукивают и выправляют вмятину. После остывания эластичность ухудшается, поэтому работать нужно быстро и точно.
- Кислородно-ацетиленовой или просто газовой горелкой. Действие точно такое же как при работе споттером. Нагрев до алого цвета, простукивание, остужение.
- Силой трения. Осадочный диск закрепляется на шлифовальную машинку. Можно включать разные скоростные режимы и регулировать температуру. Этот метод подходит для выпрямления алюминиевых стоек.
- Индукционным нагревателем. Работает электрический ток, который обрабатывается и передаётся через магнитное поле.
Выпрямление вмятин по технологии PDR
Последний метод относится к технологии PDR – это удаление вмятин без покраски. Аббревиатура расшифровывается как Paintless Dent Repair – безболезненный ремонт вмятин. Он актуален если над вмятиной не повреждён лакокрасочный слой. Это наиболее аккуратный и осторожный способ воздействия на деформацию. Отличие от метода рихтовки в том, что мастер приводит металл в прежнее положение прямо под не тронутым слоем краски. Вместо споттера и горелки используется индукционный нагреватель.
Опытные мастера всегда советуют не затягивать с ремонтом вмятин. И это не банальное желание заработать, а знание того факта, что металл со временем теряет изначальную эластичность. Выправить свежую выбоину гораздо легче. К тому же растянутый металл более склонен к коррозии.
Ещё одна причина не тянуть с ремонтом – влияние расслабленной зоны на соседние области. Потеря жёсткости в одном месте скажется как ухудшение качественных характеристик всего кузова. Если вмятина гуляет под не повреждённым слоем краски, справиться с проблемой поможет технология PDR. Нет необходимости менять и перекрашивать часть кузова. Ремонт выходит значительно дешевле и делается быстро.